Российское документальное кино. Документальное кино в наше время
Российское документальное кино
Документальное кино в наше время
К началу 90-х ситуация изменилась. Уходили режиссеры
старшего поколения. Молодые оказались не в состоянии осмыслить
быстроменяющуюся действительность и подались в игровое кино, где больше
денег и славы. Документалистика не поспевала за жизнью так, как
поспевало телевидение. И оказалось, что документальное кино никому не
нужно. Кризис возник системный. Смене подлежало все: организация
работы, техника, способ кинорассказа, схема финансирования. Неигровой
кинематограф, как и все российское кино, стал продюсерским.
Продюсер-государство, перестав нуждаться в прославлении себя и своей
идеи, перестало генерировать заказы. А новые корпорации и фирмы либо не
нуждались в кино, которое бы продвигало их или их товары (реклама ушла
на видео), либо не имели достаточного бюджета, либо, в условиях во
многом еще теневой экономики, желали оставаться в тени. Министерство
культуры, даже осознавая, что потеря кинохроники, кинодокумента -
культурная катастрофа, деньги выделяло в основном, на выпуск
кинолетописи для архива. Отснятый материал не монтировался, а просто
отправлялся в фильмотеку для будущего. Существовали и другие проблемы.
Как только власть Госкино в 1986-1987 годах ослабла, документалисты
бросились снимать то, что раньше было строго запрещено. На слуху был не
тот, кто снимал свое кино подобно Александру Сокурову или Юрию Шиллеру,
а тот, кто раньше других хватал разрешенный кусок свободы. Другая черта
перестроечной кинодокументалистики - пафос очевидного или патетическое
провозглашение, что дважды два - четыре. Поскольку в течение 70 лет
дважды два равнялось пяти, пафос очевидного можно понять.
Выполнив свою контрпропагандистскую задачу, это кино умерло. Причем,
смерть его была ускорена стремительным развитием телевидения,
показавшего куда большую оперативность и способность откликаться на
запросы дня. Кинематографистам ничего не оставалось, как уйти с
поверхности вглубь, отказаться от пафоса и разоблачения в пользу
наблюдения и исследования. Документальное кино. Постперестроечный
период. Настоящее время.
Затем случилось то, что и должно было случиться. Закончилась
перестроечная эйфория. Началась борьба за выживание. Для неигрового
кинематографа наступили трудные дни. Студии ветшали и превращались в
предприятия по сдаче площадей в аренду. Из ежегодно выпускаемых
нескольких десятков лент на телеэкран просачивалась едва ли десятая
часть. Примерно треть попала на глаза нескольким сотням зрителей на
кинофестивалях, а остальные остались невидимы никем, кроме создателей,
да их знакомых.
Кинолетопись из-за постоянного недофинансирования и отсутствия
координации велась кое-как. Важнейшие исторические события последних
лет не попали на кинопленку и вскоре могут остаться вообще без
визуального отражения - магнитные носители недолговечны. Взобравшись на
вершину общественного интереса, документальное кино оказалось оторвано
от самого общества. Пришедший “рынок” заставил кинотеатры зарабатывать
деньги любым доступным способом, и фильмы класса “С” вытеснили из
кинозалов документальное кино. Телевидение, заметив общественный
интерес к острой публицистике, стало собственными силами удовлетворять
эту общественную потребность. Документальное кино лишилось связи со
зрителем. Именно в этом сегодня главная проблема документального кино в
России.
Его вытеснили из кинотеатров, его практически нет на телевидении.
Документальное и кинопроизводство существуют параллельно. До сих пор
практически нет ни одного совместного проекта государственных
документальных студий и телевизионных каналов. По сути дела телевидение
создало самостоятельную автономную и на сегодняшний день монопольную,
структуру производства и распространения документального продукта. В
этом не было бы ничего плохого, если бы в результате не оказалась
отрезанной от жизни и зрителя целая отрасль со своими производственными
базами, корреспондентской сетью, покрывающей всю Россию. А главное - со
своим опытом и высококлассными специалистами. Сегодня существует три
направления развития документального кино.
Государственное.
Госкино, которое располагает с каждым годом всё меньшими средствами,
распределяет их среди государственных студий, которые, так и не сумев
вписаться в существующую реальность, по-прежнему производят продукцию
на никем не востребованной 35 мм. пленке. За последние два года так
было произведено около сорока документальных кинофильмов, ни один из
которых не был принят к показу ни одним из центральных каналов
телевидения. Большинство из этих фильмов творчески и технически
находятся ниже уровня критики.
По сути дела, государство руками своих чиновников не поддерживает, а
наоборот убивает Российское документальное кино. И немногие исключения
только подтверждают правило.
Независимое производство. Государственная система, по сути, выталкивает
наиболее активных творческих работников, которые вынуждены создавать
собственные студии. У этих студий скромная техническая база, либо нет
никакой. Но зато они мобильны, всегда готовы к работе и сотрудничеству.
И как результат, наиболее успешные фильмы последних 2-3 лет, купленные
телевизионными каналами не только в России, но и за рубежом, получившие
многочисленные призы на международных кинофестивалях и отстаивающие
авторитет российского кинематографа, созданы независимыми продюсерами.
После паузы в несколько лет, когда наше неигровое кино на крупных
фестивалях представлено было крайне редко, оно вновь идет в гору.
Точнее - в горы. На кинофестивале в Нионе, расположенном на альпийских
склонах, в конкурсной программе участвовали сразу пять фильмов из
России. Этому достижению российской документалистики способствовали три
фактора.
Во-первых, неигровое кино - единственная сфера отечественной
киноиндустрии, к которой мировое киносообщество еще сохраняет уважение
и которая поставляет востребованный экспортный “продукт”. Во-вторых,
работники самых крупных центров документального кино снимают не только
столичную, но и глубинно-провинциальную реальность. В-третьих,
документалистика - последний плацдарм отечественного кинематографа,
который по-прежнему остается полигоном творческих испытаний, поисков.
Телевизионное производство.
Телевидение если и заинтересовано в документальном кино, то, как в
утилитарном, прикладном и, как правило, сериальном продукте на очень
популярные темы. Но на телевидении стали запускаться и настоящие
документальные фильмы (естественно, на видео). Уже сегодня существуют
совместные проекты независимых документальных студий и больших
телевизионных компаний. Это вселяет надежду на создание в России
нормальной цивилизованной формы производства и проката неигрового кино.
Серьёзная проблема заключается ещё и в том, что документальное кино в
отсутствии государственной поддержки является практически неокупаемым в
России. Телевизионные каналы не только неохотно предоставляют эфир для
документальных фильмов, но и платят за лицензию символические суммы. На
сегодняшний день диапазон цен на покупку часового документального
фильма российскими каналами составляет от 100 $ до максимум 3 000 $.
Документальное кино на телевидении.
ОРТ - 1 канал, бывшее центральное телевидение, сегодня - Общественное
Российское телевидение. Около 50% российского рынка. Вещает в России,
СНГ и других странах мира по спутнику. Последний опыт показа
документальных фильмов 1995-1996 года - программы “Киноподьём” и
“Реальное кино”. На сегодняшний день специального слота для
документального кино нет. Документальные фильмы( не больше 1-2 фильмов
в месяц и, как правило, российских режиссёров не первого эшелона), как
правило, посвящены какой-либо дате или юбилею и носят в большей степени
прикладной характер. РТР - Государственный телеканал России. 15% рынка.
Долгое время не имел какой-либо концепции
показа документального кино. Летом 1999 года организована собственная
служба производства и показа документальных фильмов и программ,
входящая в дирекцию кинопроизводства. На сегодняшний день на канале
проводится акция “Реальное кино”, в неё входит еженедельный слот для
АРТ документального кино по воскресеньям в 17.00 и по мере
необходимости даётся дополнительное эфирное время. НТВ - около 20%
рынка .1-й в России коммерческий канал. За время своего существования с
1994 года показал не более 10 документальных фильмов. Руководство
канала уверено, что уделяет документальному кино достаточно внимания,
почти ежедневно демонстрируя документальные сериалы - “Самые громкие
преступления”, “История авиации”, “История оружия” и т.д. Также канал
НТВ производит документальные сериалы “Криминальная Россия”. ТВ - центр
- новый телевизионный канал. Около 3 % российского рынка. Основан на
базе Московского городского канала, в Москве имеет рейтинг до 15%.
Создан специальный отдел по производству документальных фильмов.
КУЛЬТУРА - канал создан в 1998 году на базе Питерского телевидения,
около 3% рынка. Документальное кино декларируется как одно из главных
направлений кинопоказа. Документальные фильмы идут практически
ежедневно, в основном, классика советского периода и всё то, за что не
нужно платить. Показаны почти все бесплатные коллекции московских
посольств, т.к. на закупки, даже по символическим ценам, у канала
“Культура” денег нет. REN-TV - частный канал, имеющий около 3% рынка.
Начал вещание в 1997 году. За полтора года произвёл революционный
прорыв в показе документальных фильмов на телевидении. В эфире канала
было проведено более 10 специализированных фестивалей документального
кино Германии, США, Франции, Финляндии, Латвии и т.д. Была полностью
показана коллекция Анатоля Домана, показаны лучшие фильмы российских
документалистов. В этот период возглавлял отдел кинопоказа и был
продюсером канала документалист Виталий Манский. Несмотря на высокие
рейтинги, финансисты посчитали документальные показы экономически
невыгодными и с июня 1998 года документальные показы практически
прекращены. Сегодня на российском телеэкране документальное кино
существует по тем же законам, что и на мировом. То есть, его
практически нет на больших каналах, куда пробиваются только выдающиеся
по своему зрительскому потенциалу.
В то же время намечается утешающая тенденция. В 1995-м было произведено
всего 90 картин. В прошлом году было произведено более 400 картин. В
1996-м по телевизору было показано около 40 документальных картин (в
основном, если вспомнить, это были сплошные криминальные хроники).
Сейчас показывают порядка 1500 картин в год. То есть, процесс идет. На
всех больших каналах появляются слоты и линейки, в которых показывают
только документальные фильмы. Это постепенно, медленно, но меняет
ситуацию с тем, как воспринимается документальное кино. И, хотя
ситуация далека от идеальной, но она уже совсем не такая безнадежная,
какой была 6-7 лет назад. Даже если мы выведем за скобки криминальные и
скандальные хроники (пусть у них и высокий рейтинг), то останется
достаточно большое количество фильмов, которые на разных каналах
собирают очень приличную аудиторию.
Постепенно ищутся новые темы, подходы и акценты. Взоры обращены, как
водится, на молодых. Им труднее всех - надо заявить о себе как о
полноценном авторе. Что означает, в нынешней ситуации, сделать картину,
которую признают коллеги, заметят продюсеры (немногие в стране) и купят
телеканалы. Покажут ее все равно так, что никто не увидит, - но
зрительский вакуум документалисты привыкли компенсировать фестивалями.
Чтобы совместить эти три условия, надо, как ни странно, опять искать
горячие темы и сюжеты (и не впасть при этом в спекуляцию или творческую
проституцию), а также, постараться учесть совершенно иной визуальный
опыт, которым сейчас обладает аудитория. Голливуд, телевидение и
компьютер, Кодак, видео и цифра, а также дизайн и глянец воспитали
нового потребителя киноизображения. Но суть-то осталась. Суть
неигрового кино: реальные люди по обе стороны экрана. Во всем
цивилизованном мире неигровое кино к этому моменту стало если
не модным, то, во всяком случае, необходимым продуктом ежедневного
телепоказа. Начинается этот процесс и у нас. Люди вечерами перед
экраном хотят знать: мимо чего они пробежали в делах? Документалисты
понимают, что сейчас нельзя выжить поодиночке. Эпоха кустарного
производства в документалистике закончилась. Телевидение, которое
только и может донести неигровое кино до зрителя, живет циклами, и
одиночными выстрелами его не возьмешь. Нужны долгосрочные и
крупномасштабные проекты, сопровождаемые шумом в СМИ. Ни Госкино, ни
киностудии поднять такие проекты не в состоянии - требуется иной тип
организации, с помощью которой можно будет возродить документальный
жанр и запустить механизм возврата вложенных в производство неигрового
кино денег.
В 2001 году прокатные удостоверения, регулирующие прокат и показ
киновидеофильмов на территории Российской Федерации выданы
Государственным регистром по 4324 киновидеофильмам, из которых 967
отечественных (22,3%), включая 78 российских киножурналов, и 3357
зарубежных (77,7%).
Среди отечественной кинопродукции, получившей право проката в 2001
году, 45 документальных фильмов, 181 документальный видеофильм. Говоря
о государственной поддержке российской кинематографии, можно привести
некоторые цифры. Расходы федерального бюджета на кинематографию в 2001
году составили 774 212,5 тыс. рублей, в том числе на кинопроизводство
было потрачено 476 764,1 тыс. рублей, на кинопрокат – 114 331 тыс.
рублей.
Если сравнить расходы федерального бюджета на кинопроизводство в 1999 –
2002 гг., можно наблюдать тенденцию увеличения бюджетных средств. В
частности, расходы на неигровые фильмы (включая кинолетопись), в 1999
г. составляли 32 млн. рублей. В 2000 г. – 71 млн. рублей, в 2001 году
109,3 млн. рублей, в 2002 г. расходы составили 175 млн. рублей. Таким
образом, по сравнению с 1999 г. расходы федерального бюджета на
неигровое кино возросли почти в 5,5 раза.
С другой стороны доля расходов на неигровое кино в 1999 г. составляла
17,4% от общего бюджета на кинопроизводство, в 2000 г она составила
21,2% , в 2001 г. почти 23% , а в 2002 г. снизилась опять до 17% от
общего бюджета на кинопроизводство.
При этом объемы производства и выпуска неигровых национальных фильмов и
кинолетописи, создаваемых при государственной поддержке выросли с 375
частей (в 2000 г.) до 441 частей (в 2001 г.), причем возросла доля
выпуска фильмов на видео.
Финансовое обеспечение программы государственной поддержки
кинопроизводства осуществляется из трех источников: бюджета (476,7 млн.
рублей), внебюджетных источников (1065,3 млн. рублей) и средств
субъектов федерации (2,7 млн. рублей).
Если говорить о распределении средств государственной поддержки, то
понятно, что большая часть ее оседает в Москве и лишь некоторый процент
доходит до отдаленных республик.
Российское неигровое кино – это сотни больших и маленьких студий во
всех регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных
телепрограмм, созданных в нашей стране с 1991 года. Этот огромный
ресурс плохо изучен и недостаточно востребован. В наше непростое время
эти студии с большим трудом выживают, создавая национальное кино,
рассказывая о таких сокровенных и глубинных вещах, как традиции и
культура, находя отклик в душе зрителя, заставляя его задумываться и
сопереживать. Это очень важно для воспитания будущих поколений,
поскольку воздействие кино на сознание людей не только не уменьшилось,
но и возросло благодаря перенесению кинозала, образно говоря, в наши
собственные дома.
И для того, чтобы зритель ХХI века смотрел национальное кино, чтобы
рассказ о таких сокровенных и глубинных вещах, как традиции и культура,
находил отклик в его душе, заставлял его задумываться и сопереживать,
необходимо еще и техническое переоснащение материальной базы, и
обновление языка, на котором говорят с экрана со зрителем.
На территории Северного Кавказа еще в советский период создание кино, в
частности, неигрового, формировалось вокруг трех центров –
Владикавказа, Нальчика и Ростова. И сегодня здесь сохранились студии с
многолетними традициями
и профессиональными кадрами.
На территории Северного Кавказа существуют Северокавказский Союз
Кинематографистов и Кабардино-Балкарское отделение Союза
Кинематографистов. Это творческие общественные организации, можно
сказать, профсоюз кинопроизводителей, объединяющий государственные
структуры. Союз кинематографистов Северного Кавказа занимается, в
основном, организаторской деятельностью, финансируется и полностью
зависит от центра - Союза кинематографистов России.
В 1999 году во Владикавказе прошел I съезд СК Северного Кавказа, на
котором обсуждались все животрепещущие проблемы северокавказских
кинематографистов. Среди его участников были представители почти всех
субъектов этого региона.
С 16 по 22 сентября 2000 года проводился I кинофестиваль "Владикавказ",
получивший официальный статус всероссийского и международного. С тех
пор он проводится ежегодно. В его программе отдельно отводился день для
показа фильмов, сделанных на Северо-Кавказской студии “Телефильм” и
Студии кинохроники.
Фестиваль активно развивается. Особое внимание предполагается уделять
этническим проблемам, показывать фильмы, затрагивающие этнокультурные,
религиозные аспекты и работе непосредственно со зрителем. Особенно со
зрителем молодым, который сегодня, увы, в массе своей мало знает не
только о прошлом и настоящем кино Северного Кавказа, но и об истории
отечественного кино в целом. В связи с этим, в частности, руководством
Северо-Кавказского Союза в адрес Правительства Республики Северная
Осетия - Алания выдвинут проект о создании во Владикавказе специального
центра учебного кинематографа, где учащиеся всех школ города могли бы
смотреть ленты из “золотого фонда” отечественного кино и ленты
северокавказских кинематографистов, встречаться с режиссерами,
сценаристами, операторами. Такая работа уже ведется на базе Дома кино,
но ее необходимо расширить. Сейчас эта идея разрабатывается, и ее
организаторы надеются добиться ее реализации.
Оценивая сегодняшний потенциал северокавказского кинематографа, можно
сказать о судьбе Северо-Кавказской студии кинохроники (директор
В.Акоев, основана была в 1945 году), которой предстоит акционирование
по схеме, предложенной Департаментом по кинематографии Министерства
Культуры РФ. Важно при этом сохранить студию как кинопроизводящую
организацию, а не просто как изношенное оборудование, которое давно
нуждается в модернизации. Из-за малых объемов кинопроизводства студия
работает убыточно, а дотаций на покрытие этих убытков, составивших за
последние три года 375 тысяч рублей, Министерство Культуры РФ не
выделяет. А ведь не нужно доказывать, как важно для истории, для
будущих поколений создание кинохроники событий нашего непростого
времени в таком сложном регионе, как Северный Кавказ! И эта работа,
несмотря на все трудности, студией не прекращается.
В 2000 году студией создан “Брат на неделю. Киноальманах “Поколение –
2000”” (режиссер И.Зуй), “Человек трудящийся, или Конец эпохи”
(режиссер Р.Гаспарянц) – на современном материале – аналогия одного из
ранних фильмов Люмьера. Режиссером В. Цаликовым был создан фильм
“Палитра Тибула” о жителях осетинского селения. Фильм “Атлантида над
облаками” режиссера М. Джусоева рассказывает о народных трудовых
традициях горцев, возрождаемых в наши дни. На сегодняшний день на
студии в год выпускается 8 киножурналов “Северный Кавказ” на 35 мм
цветной кинопленке. Из них - два номера студенческие курсовые и
дипломные работы по соглашению с Всероссийским государственным
институтом кинематографии им. С. Герасимова.
Планируется работа еще над тремя документальными проектами, получившими
одобрение независимого жюри при Министерстве культуры России. В том
числе, среди них лента “Северный Кавказ глазами молодых”, которая будет
сниматься в сотрудничестве со студентами ВГИКа. И, если Министерство
Культуры РФ сочтет возможным увеличить студии госзаказ на производство
кинопериодики до желательных шестнадцати частей в год, выпуск которых
обеспечит рентабельность ее работы, это позволит запечатлеть на
кинопленке хотя бы важнейшие из событий, происходящих сегодня в
регионе.
Продолжает работать практически без простоев и, несмотря на
ограниченные финансовые возможности, хотя и не в таких, как до 1991
года, объемах, коллектив творческого объединения “Алания-телефильм”
(руководитель Игорь Притула). ТО функционирует на производственной базе
Государственной Телерадиокомпании “Алания”. Этот коллектив создавал все
эти годы документальные фильмы, фильмы-концерты, цикловые
документальные телепрограммы (“Портрет на фоне гор” и “Галерея женских
портретов”). Практически все ленты “Алания-телефильм” были показаны по
телеканалам соседних субъектов Северо-Кавказского региона (Ростовская
область, Адыгея, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан), а также по
каналу ТВЦ. В 1998 году фильм “Есть город на земле” и фильм-концерт
“Алан” получили главные призы на фестивале телевизионных фильмов в
Ростове-на-Дону. По заказу Правительства Республика Северная
Осетия-Алания были сняты здесь также документальные фильмы: “Феликс
Алборов. Мелодия жизни”, “Осетия древняя и молодая”, “Год надежд”,
“Дорогу осилит идущий”, фильмы об Осетии для всемирной выставки в
Ганновере и для международной конференции в Баден-Бадене (последний -
на немецком языке). А в 2000 году, по предложению руководства
Всероссийской Государственной Телерадиокомпании “Дирекция
Санкт-Петербург” - документальная картина о республике для цикла
“Российский курьер”, показанная в свое время по каналу “Культура”.
Особо следует отметить и сотрудничество “Алания-телефильм” с
Министерством Культуры Республики Дагестан, плодом которого стал
полнометражный фильм из двух серий о композиторе Мураде Кажлаеве “Снова
в горы” - его премьерные показы прошли в Москве, Кисловодске, Ростове и
Махачкале. А среди последних работ этого творческого коллектива, снятых
в 2001-2002 гг. - фильмы о Президенте Республика Северная Осетия-Алания
Александре Дзасохове. Картина о Днях Москвы в Осетии “На одном
меридиане”. Недавно показанная по республиканскому ТВ лента “Восемь
дней в октябре” - о II Международном кинофестивале во Владикавказе.
С 2001 года успешно работает в Республике Северная Осетия-Алания
творческое объединение Т. Туаевой и Б. Бзарова “Кинематографист”
(учредитель “Киноцентр”, г. Москва). Им созданы документальные фильмы
“Арвайден” - об этнографическом национальном осетинском театре,
лауреате премии “Золотая маска” 2001 г., “Четырнадцатый” - о
Генеральном директоре строительства высокогорной электростанции
Зарамагская ГЭС (Осетия) грузине Дмитрии Гзиришвили, “Выбор”,
“Непредвиденный антракт”, “Дитя гор”, “Макбет в Черкеске” (реж.
Б.Черкесов) – о чеченском драматическом театре.
Во Владикавказе работают киностудия “Владикавказ-телефильм” и
Северо-Осетинское киновидеообъединение. Большую работу ведет сегодня и
Кабардино-Балкарское отделение Союза Кинематографистов (руководитель
В.Вороков). За последние годы здесь сняты фильмы “Печаль светлая”,
“Прощание с 20 веком”, “Джанхот Кучуков - последний валий Кабарды”,
“Один день Кабардино-Балкарии в Москве”, “Страшен путь на гору
счастья”, “Это могло не случиться” и другие. Правительство
Кабардино-Балкарии отметило Государственной премией республики
кинооператора-фронтовика Юрия Буслика, получил Золотой знак “Петра
Великого” и диплом “Лучшему менеджеру РФ в области телевидения”
Владимир Вороков, а на Международном Московском фестивале горных и
приключенческих фильмов “Вертикаль” режиссеры В. Вороков, Р.
Мартиросова и оператор Д. Кофман были награждены дипломом лауреатов. В
Кабардино-Балкарии прошел республиканский кинофестиваль “Моя
республика”, готовится книга о кинематографистах Кабардино-Балкарии.
В Ростове существует негосударственная “Студия “Кино”, которая
занимается созданием хроникально-документальных неигровых картин
С начала 1996 года в Ростове существует телевизионная студия
Северо-Кавказского военного округа. Студия занимается производством
информационных сюжетов и документальных видеофильмов для телевизионных
каналов Ростова. В 1996 году журналисты студии освещали события в
Чечне, а 1999-2002 гг. – контртеррористические операции в Дагестане и
Чечне. Кроме того, в Ростове существует студия документальных фильмов
“Факт”, руководителем которой является Сергей Слепцов. Одним из
последних проектов студии был игровой фильм о Чечне. Как мы видим, на
территории Северо-Кавказского региона еще в советский период создание
кино, в частности, неигрового, формировалось вокруг трех центров –
Владикавказа, Нальчика и Ростова. И сегодня именно здесь сохранились
студии с многолетними традициями и профессиональными кадрами.
Что касается других республик региона, то в Ингушетии,
Карачаево-Черкессии, Адыгее, Чечне, Дагестане нет отдельных студий,
которые профессионально занимались бы производством неигрового кино. Но
в последние годы наблюдается тенденция возрастания интереса к жанру
документалистики. Практически все потенциальные производители в этих
регионах нуждаются в поддержке и обучении.