Воскресенье, 28.04.2024, 07:37
Документальные Фильмы
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории
Телеканалы документального кино [0]
История документального кино [3]
Выдающиеся люди в итории документального кино [2]
Статистика
webgari.com Рейтинг сайтов Рейтинг Сайтов YandeG
 Каталог статей
Главная » Статьи » История документального кино

Российское документальное кино. Документальное кино в наше время

Российское документальное кино

Документальное кино в наше время

К началу 90-х ситуация изменилась. Уходили режиссеры старшего поколения. Молодые оказались не в состоянии осмыслить быстроменяющуюся действительность и подались в игровое кино, где больше денег и славы. Документалистика не поспевала за жизнью так, как поспевало телевидение. И оказалось, что документальное кино никому не нужно. Кризис возник системный. Смене подлежало все: организация работы, техника, способ кинорассказа, схема финансирования. Неигровой кинематограф, как и все российское кино, стал продюсерским. Продюсер-государство, перестав нуждаться в прославлении себя и своей идеи, перестало генерировать заказы. А новые корпорации и фирмы либо не нуждались в кино, которое бы продвигало их или их товары (реклама ушла на видео), либо не имели достаточного бюджета, либо, в условиях во многом еще теневой экономики, желали оставаться в тени. Министерство культуры, даже осознавая, что потеря кинохроники, кинодокумента - культурная катастрофа, деньги выделяло в основном, на выпуск кинолетописи для архива. Отснятый материал не монтировался, а просто отправлялся в фильмотеку для будущего. Существовали и другие проблемы. Как только власть Госкино в 1986-1987 годах ослабла, документалисты бросились снимать то, что раньше было строго запрещено. На слуху был не тот, кто снимал свое кино подобно Александру Сокурову или Юрию Шиллеру, а тот, кто раньше других хватал разрешенный кусок свободы. Другая черта перестроечной кинодокументалистики - пафос очевидного или патетическое провозглашение, что дважды два - четыре. Поскольку в течение 70 лет дважды два равнялось пяти, пафос очевидного можно понять. Выполнив свою контрпропагандистскую задачу, это кино умерло. Причем, смерть его была ускорена стремительным развитием телевидения, показавшего куда большую оперативность и способность откликаться на запросы дня. Кинематографистам ничего не оставалось, как уйти с поверхности вглубь, отказаться от пафоса и разоблачения в пользу наблюдения и исследования. Документальное кино. Постперестроечный период. Настоящее время. Затем случилось то, что и должно было случиться. Закончилась перестроечная эйфория. Началась борьба за выживание. Для неигрового кинематографа наступили трудные дни. Студии ветшали и превращались в предприятия по сдаче площадей в аренду. Из ежегодно выпускаемых нескольких десятков лент на телеэкран просачивалась едва ли десятая часть. Примерно треть попала на глаза нескольким сотням зрителей на кинофестивалях, а остальные остались невидимы никем, кроме создателей, да их знакомых. Кинолетопись из-за постоянного недофинансирования и отсутствия координации велась кое-как. Важнейшие исторические события последних лет не попали на кинопленку и вскоре могут остаться вообще без визуального отражения - магнитные носители недолговечны. Взобравшись на вершину общественного интереса, документальное кино оказалось оторвано от самого общества. Пришедший “рынок” заставил кинотеатры зарабатывать деньги любым доступным способом, и фильмы класса “С” вытеснили из кинозалов документальное кино. Телевидение, заметив общественный интерес к острой публицистике, стало собственными силами удовлетворять эту общественную потребность. Документальное кино лишилось связи со зрителем. Именно в этом сегодня главная проблема документального кино в России. Его вытеснили из кинотеатров, его практически нет на телевидении. Документальное и кинопроизводство существуют параллельно. До сих пор практически нет ни одного совместного проекта государственных документальных студий и телевизионных каналов. По сути дела телевидение создало самостоятельную автономную и на сегодняшний день монопольную, структуру производства и распространения документального продукта. В этом не было бы ничего плохого, если бы в результате не оказалась отрезанной от жизни и зрителя целая отрасль со своими производственными базами, корреспондентской сетью, покрывающей всю Россию. А главное - со своим опытом и высококлассными специалистами. Сегодня существует три направления развития документального кино. Государственное. Госкино, которое располагает с каждым годом всё меньшими средствами, распределяет их среди государственных студий, которые, так и не сумев вписаться в существующую реальность, по-прежнему производят продукцию на никем не востребованной 35 мм. пленке. За последние два года так было произведено около сорока документальных кинофильмов, ни один из которых не был принят к показу ни одним из центральных каналов телевидения. Большинство из этих фильмов творчески и технически находятся ниже уровня критики. По сути дела, государство руками своих чиновников не поддерживает, а наоборот убивает Российское документальное кино. И немногие исключения только подтверждают правило. Независимое производство. Государственная система, по сути, выталкивает наиболее активных творческих работников, которые вынуждены создавать собственные студии. У этих студий скромная техническая база, либо нет никакой. Но зато они мобильны, всегда готовы к работе и сотрудничеству. И как результат, наиболее успешные фильмы последних 2-3 лет, купленные телевизионными каналами не только в России, но и за рубежом, получившие многочисленные призы на международных кинофестивалях и отстаивающие авторитет российского кинематографа, созданы независимыми продюсерами. После паузы в несколько лет, когда наше неигровое кино на крупных фестивалях представлено было крайне редко, оно вновь идет в гору. Точнее - в горы. На кинофестивале в Нионе, расположенном на альпийских склонах, в конкурсной программе участвовали сразу пять фильмов из России. Этому достижению российской документалистики способствовали три фактора. Во-первых, неигровое кино - единственная сфера отечественной киноиндустрии, к которой мировое киносообщество еще сохраняет уважение и которая поставляет востребованный экспортный “продукт”. Во-вторых, работники самых крупных центров документального кино снимают не только столичную, но и глубинно-провинциальную реальность. В-третьих, документалистика - последний плацдарм отечественного кинематографа, который по-прежнему остается полигоном творческих испытаний, поисков. Телевизионное производство. Телевидение если и заинтересовано в документальном кино, то, как в утилитарном, прикладном и, как правило, сериальном продукте на очень популярные темы. Но на телевидении стали запускаться и настоящие документальные фильмы (естественно, на видео). Уже сегодня существуют совместные проекты независимых документальных студий и больших телевизионных компаний. Это вселяет надежду на создание в России нормальной цивилизованной формы производства и проката неигрового кино. Серьёзная проблема заключается ещё и в том, что документальное кино в отсутствии государственной поддержки является практически неокупаемым в России. Телевизионные каналы не только неохотно предоставляют эфир для документальных фильмов, но и платят за лицензию символические суммы. На сегодняшний день диапазон цен на покупку часового документального фильма российскими каналами составляет от 100 $ до максимум 3 000 $. Документальное кино на телевидении. ОРТ - 1 канал, бывшее центральное телевидение, сегодня - Общественное Российское телевидение. Около 50% российского рынка. Вещает в России, СНГ и других странах мира по спутнику. Последний опыт показа документальных фильмов 1995-1996 года - программы “Киноподьём” и “Реальное кино”. На сегодняшний день специального слота для документального кино нет. Документальные фильмы( не больше 1-2 фильмов в месяц и, как правило, российских режиссёров не первого эшелона), как правило, посвящены какой-либо дате или юбилею и носят в большей степени прикладной характер. РТР - Государственный телеканал России. 15% рынка. Долгое время не имел какой-либо концепции показа документального кино. Летом 1999 года организована собственная служба производства и показа документальных фильмов и программ, входящая в дирекцию кинопроизводства. На сегодняшний день на канале проводится акция “Реальное кино”, в неё входит еженедельный слот для АРТ документального кино по воскресеньям в 17.00 и по мере необходимости даётся дополнительное эфирное время. НТВ - около 20% рынка .1-й в России коммерческий канал. За время своего существования с 1994 года показал не более 10 документальных фильмов. Руководство канала уверено, что уделяет документальному кино достаточно внимания, почти ежедневно демонстрируя документальные сериалы - “Самые громкие преступления”, “История авиации”, “История оружия” и т.д. Также канал НТВ производит документальные сериалы “Криминальная Россия”. ТВ - центр - новый телевизионный канал. Около 3 % российского рынка. Основан на базе Московского городского канала, в Москве имеет рейтинг до 15%. Создан специальный отдел по производству документальных фильмов. КУЛЬТУРА - канал создан в 1998 году на базе Питерского телевидения, около 3% рынка. Документальное кино декларируется как одно из главных направлений кинопоказа. Документальные фильмы идут практически ежедневно, в основном, классика советского периода и всё то, за что не нужно платить. Показаны почти все бесплатные коллекции московских посольств, т.к. на закупки, даже по символическим ценам, у канала “Культура” денег нет. REN-TV - частный канал, имеющий около 3% рынка. Начал вещание в 1997 году. За полтора года произвёл революционный прорыв в показе документальных фильмов на телевидении. В эфире канала было проведено более 10 специализированных фестивалей документального кино Германии, США, Франции, Финляндии, Латвии и т.д. Была полностью показана коллекция Анатоля Домана, показаны лучшие фильмы российских документалистов. В этот период возглавлял отдел кинопоказа и был продюсером канала документалист Виталий Манский. Несмотря на высокие рейтинги, финансисты посчитали документальные показы экономически невыгодными и с июня 1998 года документальные показы практически прекращены. Сегодня на российском телеэкране документальное кино существует по тем же законам, что и на мировом. То есть, его практически нет на больших каналах, куда пробиваются только выдающиеся по своему зрительскому потенциалу. В то же время намечается утешающая тенденция. В 1995-м было произведено всего 90 картин. В прошлом году было произведено более 400 картин. В 1996-м по телевизору было показано около 40 документальных картин (в основном, если вспомнить, это были сплошные криминальные хроники). Сейчас показывают порядка 1500 картин в год. То есть, процесс идет. На всех больших каналах появляются слоты и линейки, в которых показывают только документальные фильмы. Это постепенно, медленно, но меняет ситуацию с тем, как воспринимается документальное кино. И, хотя ситуация далека от идеальной, но она уже совсем не такая безнадежная, какой была 6-7 лет назад. Даже если мы выведем за скобки криминальные и скандальные хроники (пусть у них и высокий рейтинг), то останется достаточно большое количество фильмов, которые на разных каналах собирают очень приличную аудиторию. Постепенно ищутся новые темы, подходы и акценты. Взоры обращены, как водится, на молодых. Им труднее всех - надо заявить о себе как о полноценном авторе. Что означает, в нынешней ситуации, сделать картину, которую признают коллеги, заметят продюсеры (немногие в стране) и купят телеканалы. Покажут ее все равно так, что никто не увидит, - но зрительский вакуум документалисты привыкли компенсировать фестивалями. Чтобы совместить эти три условия, надо, как ни странно, опять искать горячие темы и сюжеты (и не впасть при этом в спекуляцию или творческую проституцию), а также, постараться учесть совершенно иной визуальный опыт, которым сейчас обладает аудитория. Голливуд, телевидение и компьютер, Кодак, видео и цифра, а также дизайн и глянец воспитали нового потребителя киноизображения. Но суть-то осталась. Суть неигрового кино: реальные люди по обе стороны экрана. Во всем цивилизованном мире неигровое кино к этому моменту стало если не модным, то, во всяком случае, необходимым продуктом ежедневного телепоказа. Начинается этот процесс и у нас. Люди вечерами перед экраном хотят знать: мимо чего они пробежали в делах? Документалисты понимают, что сейчас нельзя выжить поодиночке. Эпоха кустарного производства в документалистике закончилась. Телевидение, которое только и может донести неигровое кино до зрителя, живет циклами, и одиночными выстрелами его не возьмешь. Нужны долгосрочные и крупномасштабные проекты, сопровождаемые шумом в СМИ. Ни Госкино, ни киностудии поднять такие проекты не в состоянии - требуется иной тип организации, с помощью которой можно будет возродить документальный жанр и запустить механизм возврата вложенных в производство неигрового кино денег. В 2001 году прокатные удостоверения, регулирующие прокат и показ киновидеофильмов на территории Российской Федерации выданы Государственным регистром по 4324 киновидеофильмам, из которых 967 отечественных (22,3%), включая 78 российских киножурналов, и 3357 зарубежных (77,7%). Среди отечественной кинопродукции, получившей право проката в 2001 году, 45 документальных фильмов, 181 документальный видеофильм. Говоря о государственной поддержке российской кинематографии, можно привести некоторые цифры. Расходы федерального бюджета на кинематографию в 2001 году составили 774 212,5 тыс. рублей, в том числе на кинопроизводство было потрачено 476 764,1 тыс. рублей, на кинопрокат – 114 331 тыс. рублей. Если сравнить расходы федерального бюджета на кинопроизводство в 1999 – 2002 гг., можно наблюдать тенденцию увеличения бюджетных средств. В частности, расходы на неигровые фильмы (включая кинолетопись), в 1999 г. составляли 32 млн. рублей. В 2000 г. – 71 млн. рублей, в 2001 году 109,3 млн. рублей, в 2002 г. расходы составили 175 млн. рублей. Таким образом, по сравнению с 1999 г. расходы федерального бюджета на неигровое кино возросли почти в 5,5 раза. С другой стороны доля расходов на неигровое кино в 1999 г. составляла 17,4% от общего бюджета на кинопроизводство, в 2000 г она составила 21,2% , в 2001 г. почти 23% , а в 2002 г. снизилась опять до 17% от общего бюджета на кинопроизводство. При этом объемы производства и выпуска неигровых национальных фильмов и кинолетописи, создаваемых при государственной поддержке выросли с 375 частей (в 2000 г.) до 441 частей (в 2001 г.), причем возросла доля выпуска фильмов на видео. Финансовое обеспечение программы государственной поддержки кинопроизводства осуществляется из трех источников: бюджета (476,7 млн. рублей), внебюджетных источников (1065,3 млн. рублей) и средств субъектов федерации (2,7 млн. рублей). Если говорить о распределении средств государственной поддержки, то понятно, что большая часть ее оседает в Москве и лишь некоторый процент доходит до отдаленных республик. Российское неигровое кино – это сотни больших и маленьких студий во всех регионах Российской Федерации. Это тысячи фильмов и документальных телепрограмм, созданных в нашей стране с 1991 года. Этот огромный ресурс плохо изучен и недостаточно востребован. В наше непростое время эти студии с большим трудом выживают, создавая национальное кино, рассказывая о таких сокровенных и глубинных вещах, как традиции и культура, находя отклик в душе зрителя, заставляя его задумываться и сопереживать. Это очень важно для воспитания будущих поколений, поскольку воздействие кино на сознание людей не только не уменьшилось, но и возросло благодаря перенесению кинозала, образно говоря, в наши собственные дома. И для того, чтобы зритель ХХI века смотрел национальное кино, чтобы рассказ о таких сокровенных и глубинных вещах, как традиции и культура, находил отклик в его душе, заставлял его задумываться и сопереживать, необходимо еще и техническое переоснащение материальной базы, и обновление языка, на котором говорят с экрана со зрителем. На территории Северного Кавказа еще в советский период создание кино, в частности, неигрового, формировалось вокруг трех центров – Владикавказа, Нальчика и Ростова. И сегодня здесь сохранились студии с многолетними традициями и профессиональными кадрами. На территории Северного Кавказа существуют Северокавказский Союз Кинематографистов и Кабардино-Балкарское отделение Союза Кинематографистов. Это творческие общественные организации, можно сказать, профсоюз кинопроизводителей, объединяющий государственные структуры. Союз кинематографистов Северного Кавказа занимается, в основном, организаторской деятельностью, финансируется и полностью зависит от центра - Союза кинематографистов России. В 1999 году во Владикавказе прошел I съезд СК Северного Кавказа, на котором обсуждались все животрепещущие проблемы северокавказских кинематографистов. Среди его участников были представители почти всех субъектов этого региона. С 16 по 22 сентября 2000 года проводился I кинофестиваль "Владикавказ", получивший официальный статус всероссийского и международного. С тех пор он проводится ежегодно. В его программе отдельно отводился день для показа фильмов, сделанных на Северо-Кавказской студии “Телефильм” и Студии кинохроники. Фестиваль активно развивается. Особое внимание предполагается уделять этническим проблемам, показывать фильмы, затрагивающие этнокультурные, религиозные аспекты и работе непосредственно со зрителем. Особенно со зрителем молодым, который сегодня, увы, в массе своей мало знает не только о прошлом и настоящем кино Северного Кавказа, но и об истории отечественного кино в целом. В связи с этим, в частности, руководством Северо-Кавказского Союза в адрес Правительства Республики Северная Осетия - Алания выдвинут проект о создании во Владикавказе специального центра учебного кинематографа, где учащиеся всех школ города могли бы смотреть ленты из “золотого фонда” отечественного кино и ленты северокавказских кинематографистов, встречаться с режиссерами, сценаристами, операторами. Такая работа уже ведется на базе Дома кино, но ее необходимо расширить. Сейчас эта идея разрабатывается, и ее организаторы надеются добиться ее реализации. Оценивая сегодняшний потенциал северокавказского кинематографа, можно сказать о судьбе Северо-Кавказской студии кинохроники (директор В.Акоев, основана была в 1945 году), которой предстоит акционирование по схеме, предложенной Департаментом по кинематографии Министерства Культуры РФ. Важно при этом сохранить студию как кинопроизводящую организацию, а не просто как изношенное оборудование, которое давно нуждается в модернизации. Из-за малых объемов кинопроизводства студия работает убыточно, а дотаций на покрытие этих убытков, составивших за последние три года 375 тысяч рублей, Министерство Культуры РФ не выделяет. А ведь не нужно доказывать, как важно для истории, для будущих поколений создание кинохроники событий нашего непростого времени в таком сложном регионе, как Северный Кавказ! И эта работа, несмотря на все трудности, студией не прекращается. В 2000 году студией создан “Брат на неделю. Киноальманах “Поколение – 2000”” (режиссер И.Зуй), “Человек трудящийся, или Конец эпохи” (режиссер Р.Гаспарянц) – на современном материале – аналогия одного из ранних фильмов Люмьера. Режиссером В. Цаликовым был создан фильм “Палитра Тибула” о жителях осетинского селения. Фильм “Атлантида над облаками” режиссера М. Джусоева рассказывает о народных трудовых традициях горцев, возрождаемых в наши дни. На сегодняшний день на студии в год выпускается 8 киножурналов “Северный Кавказ” на 35 мм цветной кинопленке. Из них - два номера студенческие курсовые и дипломные работы по соглашению с Всероссийским государственным институтом кинематографии им. С. Герасимова. Планируется работа еще над тремя документальными проектами, получившими одобрение независимого жюри при Министерстве культуры России. В том числе, среди них лента “Северный Кавказ глазами молодых”, которая будет сниматься в сотрудничестве со студентами ВГИКа. И, если Министерство Культуры РФ сочтет возможным увеличить студии госзаказ на производство кинопериодики до желательных шестнадцати частей в год, выпуск которых обеспечит рентабельность ее работы, это позволит запечатлеть на кинопленке хотя бы важнейшие из событий, происходящих сегодня в регионе. Продолжает работать практически без простоев и, несмотря на ограниченные финансовые возможности, хотя и не в таких, как до 1991 года, объемах, коллектив творческого объединения “Алания-телефильм” (руководитель Игорь Притула). ТО функционирует на производственной базе Государственной Телерадиокомпании “Алания”. Этот коллектив создавал все эти годы документальные фильмы, фильмы-концерты, цикловые документальные телепрограммы (“Портрет на фоне гор” и “Галерея женских портретов”). Практически все ленты “Алания-телефильм” были показаны по телеканалам соседних субъектов Северо-Кавказского региона (Ростовская область, Адыгея, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Дагестан), а также по каналу ТВЦ. В 1998 году фильм “Есть город на земле” и фильм-концерт “Алан” получили главные призы на фестивале телевизионных фильмов в Ростове-на-Дону. По заказу Правительства Республика Северная Осетия-Алания были сняты здесь также документальные фильмы: “Феликс Алборов. Мелодия жизни”, “Осетия древняя и молодая”, “Год надежд”, “Дорогу осилит идущий”, фильмы об Осетии для всемирной выставки в Ганновере и для международной конференции в Баден-Бадене (последний - на немецком языке). А в 2000 году, по предложению руководства Всероссийской Государственной Телерадиокомпании “Дирекция Санкт-Петербург” - документальная картина о республике для цикла “Российский курьер”, показанная в свое время по каналу “Культура”. Особо следует отметить и сотрудничество “Алания-телефильм” с Министерством Культуры Республики Дагестан, плодом которого стал полнометражный фильм из двух серий о композиторе Мураде Кажлаеве “Снова в горы” - его премьерные показы прошли в Москве, Кисловодске, Ростове и Махачкале. А среди последних работ этого творческого коллектива, снятых в 2001-2002 гг. - фильмы о Президенте Республика Северная Осетия-Алания Александре Дзасохове. Картина о Днях Москвы в Осетии “На одном меридиане”. Недавно показанная по республиканскому ТВ лента “Восемь дней в октябре” - о II Международном кинофестивале во Владикавказе. С 2001 года успешно работает в Республике Северная Осетия-Алания творческое объединение Т. Туаевой и Б. Бзарова “Кинематографист” (учредитель “Киноцентр”, г. Москва). Им созданы документальные фильмы “Арвайден” - об этнографическом национальном осетинском театре, лауреате премии “Золотая маска” 2001 г., “Четырнадцатый” - о Генеральном директоре строительства высокогорной электростанции Зарамагская ГЭС (Осетия) грузине Дмитрии Гзиришвили, “Выбор”, “Непредвиденный антракт”, “Дитя гор”, “Макбет в Черкеске” (реж. Б.Черкесов) – о чеченском драматическом театре. Во Владикавказе работают киностудия “Владикавказ-телефильм” и Северо-Осетинское киновидеообъединение. Большую работу ведет сегодня и Кабардино-Балкарское отделение Союза Кинематографистов (руководитель В.Вороков). За последние годы здесь сняты фильмы “Печаль светлая”, “Прощание с 20 веком”, “Джанхот Кучуков - последний валий Кабарды”, “Один день Кабардино-Балкарии в Москве”, “Страшен путь на гору счастья”, “Это могло не случиться” и другие. Правительство Кабардино-Балкарии отметило Государственной премией республики кинооператора-фронтовика Юрия Буслика, получил Золотой знак “Петра Великого” и диплом “Лучшему менеджеру РФ в области телевидения” Владимир Вороков, а на Международном Московском фестивале горных и приключенческих фильмов “Вертикаль” режиссеры В. Вороков, Р. Мартиросова и оператор Д. Кофман были награждены дипломом лауреатов. В Кабардино-Балкарии прошел республиканский кинофестиваль “Моя республика”, готовится книга о кинематографистах Кабардино-Балкарии. В Ростове существует негосударственная “Студия “Кино”, которая занимается созданием хроникально-документальных неигровых картин С начала 1996 года в Ростове существует телевизионная студия Северо-Кавказского военного округа. Студия занимается производством информационных сюжетов и документальных видеофильмов для телевизионных каналов Ростова. В 1996 году журналисты студии освещали события в Чечне, а 1999-2002 гг. – контртеррористические операции в Дагестане и Чечне. Кроме того, в Ростове существует студия документальных фильмов “Факт”, руководителем которой является Сергей Слепцов. Одним из последних проектов студии был игровой фильм о Чечне. Как мы видим, на территории Северо-Кавказского региона еще в советский период создание кино, в частности, неигрового, формировалось вокруг трех центров – Владикавказа, Нальчика и Ростова. И сегодня именно здесь сохранились студии с многолетними традициями и профессиональными кадрами. Что касается других республик региона, то в Ингушетии, Карачаево-Черкессии, Адыгее, Чечне, Дагестане нет отдельных студий, которые профессионально занимались бы производством неигрового кино. Но в последние годы наблюдается тенденция возрастания интереса к жанру документалистики. Практически все потенциальные производители в этих регионах нуждаются в поддержке и обучении.
Категория: История документального кино | Добавил: bikovnb (10.06.2009)
Просмотров: 3149 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Copyright MyCorp © 2024
Форма входа
Поиск
Архив записей
Создать бесплатный сайт с uCoz