Российское документальное кино. Документальное кино периода СССР
Российское документальное кино
Документальное кино периода СССР
В советский период планового, регламентированного
хозяйствования документальное кино существовало как одна из отраслей
народного хозяйства, в задачи которой входило отражать великий путь
построения коммунистического общества, пропагандировать опыт передовых
заводов, колхозов, бригад и пр. Советской власти требовалось “зеркало”,
которое ежечасно говорило бы ей: “Ты на свете всех милее!”. Коммунисты
быстро поняли, что таким зеркалом может стать кино, и взяли его под
опеку, сделав кинохронику страны государственным делом. Советское
документальное кино было пропагандистским искусством еще в большей
степени, чем кино художественное. Показывая историю страны, оно было
вынуждено руководствоваться указаниями последнего съезда КПСС,
показывая отдельного человека - сверяться с его производственной
характеристикой. Хроника, как ее называют профессионалы между собой,
была создана, чтобы отображать достижения строительства социализма, то
есть, для пропаганды. Чем она успешно и занималась в советский период.
Когда надсмотр был силен, жизнь снимали согласно идеологическим меркам,
когда он слабел, за те же государственные средства ее могли показать
такой, какой она была. Пока режим не окреп, а позднее в его возникших
от старости щелях вырастали потрясающие документалисты - Дзига Вертов,
Владимир Ерофеев, Герц Франк, Артавазд Пелешян. Даже в условиях цензуры
документальное кино решало свою главную задачу - сохранить для истории
картину эпохи. Движущиеся массы, движущиеся вожди - нет для
документалистов более благодарного дела, чем первичное запечатление
непосредственной жизни. Значение и смысл документального кино той эпохи
в том, что, начиная с 60-х, авторы-документалисты пытались среди
грохота фальшивых слов и приукрашенной действительности показать
зрителю на экране такого же человека, как он сам.
Главным методом работы этих авторов оказалось наблюдение жизни, а не
организация ее ради кадра с заданной идеологической нагрузкой. Так
манифестом целого поколения стал шедевр, известный во всем мире, -
“Взгляните на лицо” Павла Когана и Петра Мостового по сценарию Сергея
Соловьева (1966). Документ и высокая художественность соединились в
этой работе, предъявив поистине новый образ реальности. Документальное
кино периода перестройки.
В советское время документальное, неигровое кино воспринималось
зрителем, пришедшим в кинотеатр, как досадное приложение к
художественному фильму. Государству нужен был рассказ о радостях
социалистического строя, и оно щедро оплачивало выпуск киножурналов
"Новости дня" и им подобных. С исчезновением СССР документалисты
потеряли большую часть финансирования, но получили возможность снимать
все, что хочется. На рубеже 80-х - 90-х в обществе, а затем и в
документальном кино появились новые герои - запрещенные прежде
художники и поэты, эмигранты, политики, преступники. Появились
монтажные картины, которые пытались рассказать о нашем прошлом, о
трагедии царской семьи, о войнах, о власти и т.п. Все это вызвало взлет
общественного интереса к документальному кино. Оно было желанным не
только на телеканалах, но и на большом экране. На фильм Ю. Подниекса
“Легко ли быть молодым” в кинотеатре “Россия” в Москве стояла очередь
не одну неделю. Не пустовали и существующие тогда специализированные
кинотеатры. Практически на всех государственных студиях запускалось в
два-три раза больше фильмов, чем прежде. Соответственно в профессию
пришли десятки новых и, как правило, молодых имен. Создавались
независимые студии (только в Москве их было больше 100).