Главная » 2009»Июнь»10 » Интервью генерального продюсера «АртМедиа Групп» Игоря Золотаревского о ситуации с документальном кино в России
Интервью генерального продюсера «АртМедиа Групп» Игоря Золотаревского о ситуации с документальном кино в России
12:24
Документальное кино в России
Интервью генерального продюсера «АртМедиа Групп» Игоря Золотаревского
Генеральный продюсер «АртМедиа Групп» Игорь Золотаревский дал интервью «Российской газете» о ситуации с документальным кино в России.
Игорь Золотаревский: В 2005 году нам показалось, что будет
правильно сделать телеканал о России. На тот момент документального
кино познавательного характера хватало, был канал Discovery и другие.
Но о России с авторским и с фестивальным документальным кино не было.
У нас в стране производится несколько тысяч часов документального
кино в год. Это фильмы разного качества, но вот уже три года мы
набираем контент для канала и нам не стыдно за качество. Некоторые
фильмы покупаем у центральных телеканалов, но сейчас уже все реже. На
данный момент ориентируемся на регионы, где существуют очень сильные
школы документалистики.
Российская газета: Какие имена сейчас звучат в авторском документальном кино и какие темы актуальны?
Золотаревский: До сих пор существуют старые мастера,
которые кочуют с фестиваля на фестиваль. Виталий Манский (режиссер
фильма «Поколение» о рожденных в СССР), Алексей Погребной, Сергей
Дворцевой, Виктор Косаковский. Очень много молодежи. Она пока скорее
учится. У молодых режиссеров в работах много отрицания. Что печально,
они не стараются перенять опыт у мастеров, прежде чем сказать новое
слово. Какая главная тема у молодежи? Она познает мир и открывает его
для себя. Там все: от любви до ненависти. Обычно это «поиск красоты в
бабушке-алкоголичке».
РГ: Был за последний год фильм, который вас потряс?
Золотаревский: Потряс — нет. Но очень приятно удивил фильм,
за который я дал диплом нашего канала на фестивале «Кинотатр.doc» —
«Как стать стервой». Это рассказ о человеке, который ведет семинар для
красивых, шикарных и несчастных женщин. Кому-то мужья не дают денег,
кто-то не может найти мужчину, кого-то бьют. Их учат, как разговаривать
с мужчинами, как попросить денег и не чувствовать себя виноватой, как
танцевать стриптиз, как быть желанной и за счет этого управлять
мужчиной, как понять мужчину.
Приятно, что каждый год на фестивале все больше хороших
документальных фильмов. Еще три года назад программа фестиваля была
просто ужасающей. Тогда для показа на канале «24 док» мы выбрали только
один фильм старого мастера Петра Мостового. На следующий год отобрали
уже пять фильмов. В этом году, если не ошибаюсь, десять.
РГ: То есть есть положительная динамика? Но ведь круг тем
для документального кино у нас давно определился и наиболее популярными
сейчас являются фильмы на криминальную тематику и рассказы о звездах.
Золотаревский: Я их называю пантеоном или похоронником. В
основном популярны рассказы о мертвых. А еще — жутко циничные истории.
Например, снимают фильм, когда человек уже одной ногой в могиле, а
когда он умирает, этот материал быстро продается каналам за бешеные
деньги. Как мне кажется, основные каналы за счет поточного производства
убили документальное кино как искусство. Сейчас мы видим в
документалистике ограниченный бюджет и штамповку: интервью в кадре —
закадровый текст, перебивка с фотографиями. И так — во всех фильмах на
эфирных каналах. Однажды нам поступило предложение от одного из
центральных телеканалов снять для них фильм об известной исторической
личности, в начале XX века путешествовавшей по Востоку. Мы сказали, что
хотим снимать, как Discovery. Посчитали смету, на что получили ответ,
что таких денег нам не дадут. Это в шесть раз больше, чем их самый
дорогой фильм. Тогда мы предложили снимать фильм в Удмуртии. На этом
переговоры закончились.
Причем Discovery — это та же штамповка, как и на наших основных
каналах, только повыше уровнем. Качественное кино — это BBC, немецкая,
голландская документалистика. Там есть штучное производство.
У нас была попытка штучного производства на ВГТРК — фильм «Великая
тайна воды». Спорный фильм, но он отличался от других. Правда, и бюджет
у него был под миллион долларов.
РГ: Еще одна мода в нашей документалистике — реконструкция событий.
Золотаревский: Это хороший профессиональный прием. Лучшая
реконструкция, которую я видел, — это сериал BBC «Великие инженерные
изобретения». Это практически художественный фильм, только с закадровым
текстом. Плюс специфический прием, когда документалисты якобы брали
телеинтервью у членов семей инженеров, и все это в интерьерах конца XIX
века! Из отечественных реконструкций лучшая — «Преступления в стиле
модерн» — показана на канале НТВ где-то в 2003 году.
РГ: Какие сейчас наиболее актуальные тенденции в документалистике?
Золотаревский: Очень актуальны фильмы-портреты о личностях.
Ну а новая тенденция — это мокюментари (англ. mockumentary, от mock
documentary — высмеивание документального кино). Например, фильм
«Первый на Луне» (фильм Алексея Федорченко — участник 62-го
Венецианского фестиваля в программе «Горизонты», приз «За лучший
документальный фильм», показан на Первом канале). Это документальный
фильм, снятый в стиле реконструкции, но на самом деле профессиональная
фальсификация. В кино рассказывается о том, что на самом деле первыми
на Луне были русские. Демонстрируются закрытые съемки, показывается
обломок космического корабля, съемки тренировок, рассказывается, как мы
полетели на Луну в 1957 году. До конца фильма веришь всему сказанному и
показанному, и только под занавес тебе говорят, что ничего этого на
самом деле не было.
РГ: На канале есть собственное производство?
Золотаревский: Мы снимаем проект под названием «Наша
география». Не удалось найти достаточное количество качественных
фильмов о городах России, поэтому делаем сами. О каждом регионе России
снимаем пять фильмов. Фильм-портрет, фильм — история региона или
города, фильм об интересных явлениях, в общем, о том, ради чего стоит
приехать в этот регион. Хронометраж каждого фильма 13 минут, а в цикле
их 5. Сейчас мы отсняли 10 регионов.
Не так давно мы запустили и еще один документальный канал —
«24ТЕХНО». Это канал научно-популярного кино. Он об открытиях,
технологиях, ученых и всем, что с этим связано. Мы стараемся показывать
только те зарубежные фильмы, которых в России еще никогда не видели. Мы
их специально покупаем, озвучиваем. Но самое главное — есть и
российские, и советские фильмы. Отечественное кино составляет не меньше
50 процентов от наполнения телеканала. Мы ставим в сетку такие фильмы,
которые не показывали уже очень давно. Есть научно-популярные фильмы,
которые ведут прославленные артисты Евгений Евстигнеев, Олег Ефремов.
Легендарные фильмы о Марсе, о Луне, о том, как советские люди
представляли себе покорение этих планет. За пять месяцев вещания канала
у него уже появилось порядка полутора миллиона зрителей.